Напомню, что с начала гуманитарной катастрофы на юго-востоке Украины в Ростовскую область прибыло более 250 тысяч беженцев. Сегодня в регионе находится почти 43 тысячи граждан Украины, в том числе около 14 тысяч детей. Если бы на территории любого европейского государства было столько беженцев, об этом говорили бы все телеканалы, а ООН заявила бы о гуманитарной катастрофе. Сейчас же Запад и международные организации эту катастрофу предпочитают не замечать. Беда легла в первую очередь на плечи Ростовской области: правительства региона, областного Законодательного собрания и жителей.
Многие украинские беженцы нашли приют в семьях не только своих российских родственников, но и незнакомых людей. 34 тысячи семей ростовчан разместили их у себя. А те, кто не нашел крова, находятся в стационарных пунктах временного размещения.
Первая федеральная денежная помощь на беженцев пришла в Ростовскую область в конце июля. Но те суммы, которые отныне будут поступать в регион, рассчитаны по устаревшим, летним нормативам. Они не учитывают того, что уже совсем скоро начнется осень, и палаточные городки не смогут существовать. Также нужно будет освободить от беженцев школы и общежития, чтобы те смогли подготовиться к учебному году. Все это потребует серьезных денежных вливаний, и, разумеется, сама по себе Ростовская область выдержать эту финансовую нагрузку не сможет. Поэтому первый вопрос, который мы будем ставить перед правительством России, - это увеличение федерального бюджетного финансирования.
Кроме того, федеральный бюджет должен компенсировать затраты Ростовской области на оказание медицинской помощи прибывшим из Украины гражданам. Сейчас и медосмотры беженцев, и полноценное лечение осуществляются за счет областного Фонда обязательного медицинского страхования, годовой бюджет которого формировался без учета этой дополнительной нагрузки.
В ближайшее время необходимо скорректировать и целый ряд документов, которые сейчас связывают руки региональным властям в части оказания помощи беженцам.
Трудоустройство приезжих - еще один важный вопрос, который стоит на повестке дня. По мнению региональных властей, серьезным препятствием для трудоустройства является установленный законом 30% подоходный налог для иностранных работников. Наверное, для украинских граждан стоило бы временно установить его, как и для граждан России, на уровне 13%. Также надо решить вопрос с материальным обеспечением прибывающих к нам пенсионеров и инвалидов, оставшихся без украинских пенсий. Сложность состоит в том, что сегодня большинство лиц, приезжающих с востока Украины, в надежде на возможность возвращения домой никак не могут решиться принять статус беженца или вынужденного переселенца или обратиться за российским гражданством (хотя число таковых растет). Поэтому правовые возможности оказания им помощи ограничены.
Весь перечень вопросов нам предстоит решать совместно с правительством Российской Федерации. Надеюсь, что уже в сентябре благодаря нашим совместным усилиям в Государственную Думу будет внесен комплексный законопроект о лицах, прибывших из Украины.